15 законов UX, с которыми мы сталкиваемся каждый день | Часть 1

UX/UI-дизайн 18 апр. 2022 г.

Хороший дизайн не должен бросаться в глаза. Вместо этого он должен просто помогать вам плавно решать задачи и выполнять действия на сайтах. Но за простотой UX-дизайна скрывается изучение паттернов человеческого поведения. Ниже опишем основные законы UX, с которыми мы сталкиваемся каждый день, и дадим советы о том, как каждый закон использовать.

№1 Закон Хика

Синоним: парадокс выбора.

Закон Хика гласит, что время, необходимое для принятия решения, зависит от количества вариантов выбора, доступных человеку. Чем больше вариантов существует, тем больше времени нам нужно.

Этот закон назван в честь британского и американского психолога Уильяма Эдмунда Хика. Он и его коллега Рэй Хуман изучали зависимость между количеством раздражителей и временем реакции на них человека. В 1952 году они провели испытание.

В этом эксперименте использовали 10 ламп, которые зажигались случайным образом. Участникам нужно было выбрать ту, которая зажглась. Чем больше было ламп, тем больше времени требовалось людям, чтобы выбрать нужную.

Эта формула описывает, как увеличение количества вариантов логарифмически увеличит время принятия решения

Как это использовать

1. Уменьшите количество вариантов

Это важно, например, для среды системы управления и меню. Помните, что чем меньше вариантов вы даете пользователю, тем больше вероятность того, что он совершит действие.

2. Разбейте сложные и длительные процессы на более мелкие шаги

Например, можно разделить процесс регистрации пользователя на несколько экранов. Это сделает интерфейс более удобным.

3. Сохраняйте баланс между снижением сложности и чрезмерным упрощением

Разбивка вариантов на множество мелких фрагментов может заставить пользователя уйти, не достигнув цели.

Есть два правила для разбивки шагов: покажите, сколько всего есть шагов, и постарайтесь ограничиться максимум пятью шагами.

4. Выделяйте, чтобы помочь пользователям не перегружаться и быстрее сделать выбор

В загроможденном интерфейсе можно выделить важные для пользователей опции.

5. Используйте категории для навигации пользователей по сайту

Если одно меню предлагает прямой доступ к каждой ссылке, оно может быстро перегрузить пользователя.

Как правильно нарушать закон

Бывают ситуации, когда бесконечный выбор отлично работает. Например, бесконечная прокрутка в Instagram или Tik Tok. Но в обоих случаях действия настолько просты, что пользователи могут повторять их много раз. В этом и вся суть. С Netflix все по-другому. Сокращение вариантов здесь работает намного лучше: людям нравятся разные списки типа «В тренде», «Топ-10 в вашей стране», «Лучшие комедии» и так далее. Такие списки помогают пользователям принять непростое решение — как выбрать один фильм или сериал из тысяч.

№2 Закон Прегнанца

Синонимы: принципы группировки, закон перцептивной организации.

Почему Прегнанц

«Prägnanz» — это немецкое слово, означающее выразительность, лаконичность и упорядоченность.

Закон Прегнанца стал фундаментальным принципом гештальт-законов группировки. А сами законы гештальта — это правила, которые описывают, как люди воспринимают визуальные элементы и упрощают сложные изображения.

Гештальт-психологи утверждают, что наш разум имеет врожденную склонность воспринимать паттерны, используя пять категорий: близостьсходство, непрерывность, завершенность и связанность.

На практике

Посмотрите на картинку ниже. Что вы видите на ней?

Скорее всего изображение слева напоминает вам атом, справа — цветок. 
Вы не видите их как группу кривых. Когда все эти кривые встречаются друг с другом, возникают новые формы. Так пытаетесь идентифицировать знакомые объекты.

Примерно так же вы можете применить этот принцип к пользовательскому интерфейсу. Пользователи видят ваш интерфейс как единое целое, и это означает две вещи.

  1. Если вы хотите облегчить восприятие пользователя, используйте простые формы и группируйте их очевидным и ожидаемым образом.
  2. Если вы хотите выделить элемент, нарушайте это правило, но старайтесь избегать хаоса. Нарушение правил эффективно только тогда, когда оно контрастирует с порядком.

№3 Закон Якоба

Закон Якоба гласит, что пользователи проводят большую часть своего времени на других сайтах. По этой причине они предпочитают сайты, которые работают так же, как и все остальные.

Для дизайнеров это означает, что всегда лучше выбирать обычные дизайнерские решения, знакомые пользователям.

Кто такой Якоб

Якоб Нильсен — эксперт по юзабилити и соучредитель Nielsen Norman Group — исследовательской и консалтинговой компании по UX. В 2000 году он описал свои наблюдения за поведением пользователей. По словам Нильсена, пользователи чувствуют себя сбитыми с толку и разочарованными, когда сталкиваются с необычными шаблонами в дизайне. В этих случаях они, как правило, отказываются от задач и покидают сайт.

Советы и хитрости

  1. Используйте знакомые UXшаблоны
    Пользователи должны сосредоточиться непосредственно на продуктах, услугах, предложениях и другом контенте, а не на сложных и творческих инновациях в UX.
  2. Соблюдайте баланс
    Сайты, перегруженные творчеством и нестандартными элементами, сбивают пользователей с толку. Постарайтесь ограничить количество незнакомых элементов.
  3. Помогите пользователям
    Дайте им подсказки, когда дело доходит до неочевидных паттернов.
  4. Оправдывайте ожидания
    Пользователь должен чувствовать полный контроль над вашим сайтом. Пусть ожидания пользователей оправдаются, тогда они расслабятся и, возможно, вернутся снова.
  5. Не отрицайте пользовательский опыт
    Помните о прошлом пользовательском опыте, сосредоточьтесь на нем и используйте его. Это лучше, чем создавать что-то новое только потому, что вы хотите отличаться.

№4 Закон Теслера

Синоним: закон сохранения сложности.

Закон Теслера, также известный как закон сохранения сложности, гласит, что для любой системы существует определенный уровень сложности, который нельзя уменьшить. Согласно закону каждое приложение имеет определенную степень сложности, с которой приходится иметь дело либо разработчику, либо пользователю.

Дизайн Ромен Брио

История

Ларри Теслер — ученый-компьютерщик, специализирующийся на взаимодействии человека с компьютером. Он работал в таких компаниях, как Xerox PARC, Apple, Amazon и Yahoo. Ларри Теслер описал закон в середине 1980-х годов. Он утверждал, что сложность не исчезает, а переходит из одной области в другую. Когда вы упрощаете систему для пользователя, вы неизбежно перекладываете эту сложность на разработчиков.‍

Советы и хитрости

  1. Снимите основную нагрузку с пользователей на этапе разработки и дизайна системы.
  2. Не переупрощайте. Невозможно сделать продукт без единой сложности. Но упрощая систему, вы усложняете работу над ней. Если вы сохраните 5% сложности приложения для пользователя, но добавите 50% сложности на его разработку, оно того стоит?
  3. Сбалансируйте сложность. Тщательно решите, какую часть сложности передать от пользователей разработчикам и наоборот.
  4. Прежде чем упрощать процессы, проанализируйте, нужна ли вообще такая функция.

№5 Первый закон Паркинсона

Закон Паркинсона гласит, что количество времени, которое вы отводите на выполнение задачи, равно количеству времени, которое эта задача займет. Другими словами, работа заполняет отведенное на нее время. Например, если у вас есть неделя на то, чтобы закончить статью, статья будет писаться всю неделю. По сути, чем больше времени у вас есть для выполнения задачи, тем больше времени вы потратите на ее выполнение.

Иллюстрация от STORYTALE

История

В 1955 году Сирил Паркинсон, британский военный историк, опубликовал сатирическую статью в британском журнале The Economist, в которой сформулировал эмпирический закон: «Работа расширяется, чтобы заполнить время, отведенное для ее завершения». В этой статье он говорил о том, что организации имеют неконтролируемый рост из-за своей корыстной природы: каждый отдел создает работу для другого. Чиновник хочет множить подчиненных, а не соперников. Позже Сирил Паркинсон продвигал свою идею в книге «Закон Паркинсона: стремление к прогрессу». Несмотря на свое сатирическое происхождение, утверждение Паркинсона верно и сегодня.

Советы и хитрости

  1. Если задача занимает много времени, постарайтесь сделать ее более качественно.
  2. Избегайте длительного подкручивания результата в попытках довести его до идеала. Чем больше альтернатив и улучшений вы предлагаете, тем больше вы добавляете к задаче и выполняете больше работы. Сосредоточьтесь на работоспособном результате.
  3. Ставьте цели и определяйте четкие критерии, иначе задача может стать изнурительной и долгой.
  4. Установите сжатые сроки для проекта. Это поможет вам тратить ровно столько времени на работу и повысить свою производительность.
  5. Перестаньте работать допоздна. Если вы примените закон Паркинсона и сократите свое рабочее время до более короткого или, по крайней мере, регулярного рабочего дня, вы повысите свою способность концентрироваться и станете более продуктивными.
  6. Используйте принцип Парето в своих интересах. Посмотрите на все, что задействовано в процессе, и определите наиболее важные элементы. Затем сосредоточьте свое время на задачах, которые действительно важны.
  7. Отслеживайте свое время. Чтобы определить свои критические задачи, вы должны точно знать, на что вы тратите каждый час своего дня.

О следующих законах UX читайте во второй части этой статьи.

Теги