Что такое психология дизайна и почему она важна для создания лучшего пользовательского опыта?

UX/UI-дизайн 23 нояб. 2023 г.


Психология дизайна объединяет в себе дисциплины дизайна, человеческого поведения и взаимодействия. В этой статье мы рассмотрим психологические факторы, влияющие на пользовательский опыт продукта и то, как это может помочь компаниям создавать лучшие продукты.

Пользовательский опыт и психология.

UX-дизайн и психология очень тесно связаны ( в социальном, поведенческом и когнитивном смыслах).
Большинство человеческих действий обусловлено мотивацией и конкуренцией. Согласно теории Маслоу, люди нуждаются в удовлетворении психологических потребностей больше, , чем в каких-либо иных, а мотивация к удовлетворению других потребностей возникает сразу после удовлетворения психологических потребностей.
Аналогично, для дизайна, UX должен удовлетворять основную потребность в функциональности и удобстве, ,чтобы обеспечить пользователю  мотивацию продолжать использовать продуктом или услугой.

Дизайнер, не понимающий человеческой психологии, будет не более успешен, чем архитектор, не понимающий физики”. — Джо Лич, консультант по UX и автор книги «Психология дизайнеров».

Вот 8 психологических лайфхаков, которые помогут вам стать отличным UX-дизайнером и создать привлекательный для пользователей дизайн:

Эффект Хамелеона.

Попробуйте вспомнить, когда вы последний раз зевали? Наверняка вы замечали, что  большинство людей рядом с вами тоже начинают зевать.
Нет, зевание не заразно, по крайней мере научных доказательств этому нет. Наоборот, это может быть физиологическое явление, называемое зеркальным рефлексом, и официальный термин для этого -  “Эффект Хамелеона”.

Помните, как иногда вы смотрите видео или слушаете кого-то  и подсознательно киваете головой в знак согласия? Особенно когда  вы слушаете кого-то близкого или значимого для вас. Вы делаете это, чтобы человек почувствовал, что  проявляете эмпатию к нему, хотя это не всегда происходит осознанно.

Давайте рассмотрим пример с совой из Дуолинго. Это очень хитрый персонаж.  Сочетание дизайна ( самого персонажа)  и эмоций (птица плачет, это давит на жалость)  заставляет пользователей чувствовать себя неорганизованными и, порой, даже, виноватыми. Это, конечно, больше антипример, давить на жалость и запугивать пользователей не стоит. Это не приведёт ни к чему хорошему (разве что, к  мемам).

Image:Google
Image: Google

Однако, данный пример объясняет, почему дизайнеры занимаются разработкой эмоциональных взаимодействий в своих продуктах. Используя такие приёмы, дизайнеры способны изменить эмоции  и заставить нас испытывать те чувства, которые должен вызывать продукт.


Эстетичный дизайн - это хороший дизайн.

Люди, которые не имеют технического понимания о конкретной области или технологии, судят о продукте по внешнему виду. Этот феномен называется эстетическим эффектом удобства использования.

Эмоциональные факторы, которые  заставляют пользователей делать такие выводы,  могут быть разными. Например, фотография на сайте, которая понравилась, дизайн страницы с  любимым цветом, или крутая анимация, всё это, кажется нам  эстетичным, а значит, хорошим.

Такие эстетические дизайны, чрезвычайно привлекательны, но в реальной жизни они встречаются редко, но,почему?
Дело в удобстве использования. Как бы  хорошо и эстетически привлекательно не выглядел дизайн, важно, чтобы приложением или сайтом было удобно пользоваться. Совместить удобство пользования и красивую картинку-главная задача дизайнера, но не всегда получается это сделать. Дизайнеры чаще отдают предпочтение функциональности, поэтому, многие крутые кейсы, которые можно встретить в Dribble и Behance, так и не становятся реальными проектами.

Image:Google
Image: Google

В итоге, когда такие "хорошие" дизайны не справляются с конечной целью, пользователи обычно винят себя за неправильное использование. Тогда, недовольства от функционала перевешивает положительные эмоции от  красивой картинки  и пользователи переходят к конкурентам.

Кажется, кто-то назвал мое имя.

Иногда так случается, что вы выпиваете пару стаканчиков с коллегами, пытаясь завязать неинтересный разговор, и вдруг слышите, как кто-то упоминает ваше имя в каком-то другом разговоре? Как вы смогли услышать свое имя в разговоре, в котором вы не участвовали?

Это психологический феномен, и он называется “эффектом коктейльной вечеринки” . Например, вы покупаете новую машину, а затем каждый раз видите, что мимо проезжает точно такая же машина, того же цвета и комплектации. И вы думаете: «Почему так много людей купили эту машину после того, как я купил ее?». Всё дело в психологии.

Дизайнеры и  копирайтеры знают об  этом эффекте и используют его, чтобы привлечь внимание пользователей. Если вы пользуетесь смартфоном, вы, точно знаете,  как одно уведомление может заставить вас бросить все дела и начать переписку с кем-то или зайти в YouTube, чтобы посмотреть новый ролик на любимом канале.

Image: Google
Image: Google


Копирайтеры и рекламные менеджеры используют имена в своих текстах, чтобы заставить  пользователей чувствовать себя важными и особенными. Возможно, вы видели свое имя в темах электронных писем, а иногда и в верхнем левом углу веб-страниц в качестве формы приветствия. Все это своего рода мини - уловки, которые  используют, чтобы удержать ваше внимание.

Комплекс среднего ребёнка.

Вы, наверняка, слышали о “синдроме среднего ребенка”.
Это психологическое состояние, которое бывает у детей, рожденных после первого и до третьего, то есть, у промежуточных. Дети с этим синдромом часто чувствуют себя обделенными и изолированными от своих  родителей.

Очень похожий психологический эффект можно наблюдать, при запоминании вещей и элементов.  Это называется “эффектом последовательного положения” или “эффект края”. Этот эффект объясняет , что люди склонны запоминать только первую и последнюю часть информации, которую они только что увидели или прочитали, и часто пренебрегают средней частью.

Image: Digital Agency Network

Человеческая память ограничена, особенно хранение информации на краткосрочную перспективу. Поэтому бренды используют этот эффект и делают дизайн, который помогает пользователям. Например, Nike использует фильтры, чтобы ограничить объем  информации, которую нужно запомнить, сохраняя важные для пользователя элементы  на всех страницах. Магазины и маркетплейсы хорошо осознают тот факт, что крайне важно информировать пользователей на протяжении всего пути к покупке. Так, пользователь будет чувствовать себя комфортно.

Не заставляйте меня думать.

Когда пользователю предлагается большое количество вариантов для выбора, ему/ей потребуется больше времени, чтобы выбрать один из доступных. Это было замечено британскими и американскими психологами Уильямом Эдмундом Хиком и Рэем Хайманом, и в их честь оно было названо – Закон Хика .

Пользователи не хотят, чтобы их засыпали выбором: с большим количеством вариантов им требуется больше времени для принятия решений, что заставит их думать. Наш мозг ленивый, он не хочет совершать лишний движений.

Image: Ozon.ru

Как вы можете видеть на изображении выше, Ozon уделяет особое внимание строке поиска, чтобы люди почти мгновенно находили то, что ищут. Хотя, мы также видим, что есть поиск среди категорий и каталог.  

Дизайнеры ценят время пользователя и понимают тот факт, что человек не обязан оставаться на их сайте, он может заскучать и перейти к конкуренту. Следовательно, дизайнеры используют такие методы, как разделение на части, категоризацию, упрощение и т. д., чтобы поддерживать интерес.

Кажется, я тебя знаю.

Вы могли заметить, что люди выбирают из множества вариантов то , что кажется  им знакомым. Например, люди, которые использовали iPhone долгое время, как правило, продолжают использовать его и лишь иногда переходят на Android. Люди склонны  держаться  своих предпочтений из-за привычки или опыта. Это называется эффектом знакомства с объектом.

Image:Google
Image: Google

Дизайнеры придумывают стратегии, в которых они размещают кнопки и призывы к действию  в  местах привычных для обычного пользователя. (Иногда, в местах, где пользователи непроизвольно проходятся  указателем мыши)
Например, размещают кнопку «Попробовать» или “Скачать” в правом верхнем углу веб-страницы, потому что знают, что пользователь будет искать там кнопку «Домой».

Иллюзия контроля:

Дизайнеры используют метод избыточных действий, чтобы предоставить пользователям иллюзию контроля.  
Психологи обнаружили, что люди склонны беспокоиться, если не могут заранее определить события жизненного пути. Дизайнеры создают  ситуации, которые заставляют пользователей поверить, что именно они “держат руль” в своих руках. Это позволяет чувствовать уверенность в своих действиях и результате.

Image:Google

Одним из простейших примеров "иллюзии выбора"  является кнопка «X»  (закрыть) в диалоговых окнах. На самом деле у пользователя есть только два варианта выбора: либо отменить действие, либо нажать кнопку «ОК», чтобы продолжить. Между тем, есть еще одна кнопка «X», которая имеет ту же функциональность, что и кнопка «Отмена», но для пользователей она означает «Я не уверен, поэтому не хочу принимать решение». Дизайнеры используют эти маленькие хитрости, чтобы пользователи оставались заинтересованными и  ни о чём не беспокоились.

Заключение:

Это всего лишь некоторые психологические приёмы, которыми дизайнеры пользуются для создания интерактивного опыт и взаимодействия. Создать отличный UX возможно только благодаря углубленным исследованиям и наблюдениям за поведением пользователей. Но про психологию тоже не стоит забывать. Каждому из нас важно иметь ощущение контроля и причастности. Поэтому при проектировании дизайна UX-специалисты должны проявлять эмпатию к своей аудитории и заботится о пользователях, также, как о себе.

Теги