Пришло время отказаться от неэффективного онбординга
В UX-дизайне онбординг — это процесс, помогающий пользователям научиться использовать ваши продукты. Как дизайнер продукта и потребитель, я считаю, что онбординг раздражает.
Бесчисленное количество раз потребительская версия меня скачивала новое приложение, взволнованная началом его использования, только для того, чтобы быть вынужденной пройти утомительное пошаговое руководство, из которого абсолютно ничего не запоминалось. Бесчисленное количество раз дизайнерскую версию меня просили разработать начальные экраны приложения для новых пользователей, чтобы научить их использовать продукт как можно скорее.
Не поймите меня неправильно — совершенно верно хотеть, чтобы пользователи легко освоили новый продукт и открыли для себя замечательные функции, которые мы создали для них. Но как онбординг превратился во что-то настолько скучное и неэффективное?
Что делает онбординг эффективным?
Прежде чем углубляться в шаблоны дизайна, давайте разберем, как должен выглядеть эффективный процесс онбординга.
- Информативность: онбординг предоставляет необходимое количество информации — не слишком много и не слишком мало.
- Удобоваримость: пользователи должны легко улавливать, что вы пытаетесь донести через онбординг.
- Своевременность: онбординг отображается в нужное время пути пользователя.
- Вовлечение: онбординг вызывает интерес и побуждает к участию.
- Беспрепятственность: онбординг не нарушает основной поток пользователей в продукте.
Распространенные, но плохие шаблоны онбординга
В своих предыдущих проектах я использовала некоторые общепринятые шаблоны онбординга, которые в ретроспективе неэффективны, поскольку не соответствуют указанным выше критериям. Ниже приведу некоторые примеры.
Полноразмерные экраны онбординга
Как и многие, я использовала полноразмерные начальные экраны. Это популярный шаблон, потому что он дает дизайнерам и компаниям возможность выставить напоказ свой стиль иллюстрации, продемонстрировать свой бренд и показать свою уникальность. Однако тот факт, что среднее время просмотра этих страниц было постоянно низким, показал мне, что эти экраны бесполезны. А причина в том, что они:
- Не настолько информативны: они не предоставляют больше информации, чем то, что пользователи уже видели в магазине приложений.
- Неудобоваримы, если спроектированы плохо: легко переборщить с текстом и вставить его столько, что пользователи просто не будут читать.
- Создают дополнительные препятствия: эти экраны задерживают пользователей от фактического использования приложения без существенной пользы.
Модальные окна в центре экрана
Модальные окна, размещенные в центре экрана поверх всего остального, используются для приветствия новых пользователей или, чаще, для представления новых функций существующим пользователям. Однако они неэффективны, поскольку:
- Создают препятствия: центральные модальные окна жутко мешают — пользователи запускают продукт для выполнения задач, которые у них есть, а на экране тут же появляются ненужные отвлекающие факторы.
- Неинтересны: в эпоху, когда сайты, как правило, перегружены всплывающими окнами, у пользователей сформировалась привычка закрывать любые всплывающие объекты как можно быстрее.
Пошаговый обзор продукта
Эти обзоры продукта обычно требуют, чтобы пользователи следили за всплывающими подсказками в интерфейсе, чтобы узнать, что делает каждый раздел и кнопка.
- Неудобоваримость: пользователям дают слишком много информации, прежде чем они познакомятся с пользовательским интерфейсом.
- Отсутствие вовлечения: когда информация не усваивается легко, процесс онбординга кажется долгим и утомительным.
Почему мы разрабатываем неэффективный онбординг?
Онбординг — это запоздалая мысль
Часто мы отдаем приоритет разработке фактической функции, и прямо перед тем, как закончить разработку, мы или кто-то из нашей команды вдруг вспоминает, что было бы неплохо добавить онбординг.
В этой идее нет ничего плохого, но время неудачное. Когда мы находимся в конце проекта, мы склонны спешить с дизайном. Таким образом страдает процесс проектирования онбординга. Мы не проводим столько исследований и пользовательского тестирования при его разработке и слишком полагаемся на устоявшиеся, но неэффективные шаблоны, как упомянутые выше.
Онбординг рассматривается как исправление плохого дизайна
Когда вы чувствуете, что функция сложна и нужен процесс адаптации, чтобы помочь пользователям научиться ее использовать, это обычно указывает на то, что функция изначально плохо спроектирована. Часто вместо того, чтобы возвращаться назад и переделывать дизайн, мы прибегаем к добавлению онбординга для обучения пользователей, думая, что это решит проблему.
Хорошие онбординги невидимы
Мы склонны думать об онбординге как о чем-то отдельном от фактического взаимодействия с продуктом. Тем не менее, он является частью пользовательского опыта. Он может задать правильное настроение, а может утомить пользователя так, что к последнему экрану онбординга ему уже будет лень давать этому приложению шанс. Поэтому считаю, что хорошая адаптация должна быть незаметной.
Хороший онбординг объясняет функцию только тогда, когда пользователь до нее доберется
Мы должны предоставить пользователям свободу самостоятельного изучения различных функций продукта. В том и только в том случае, если конкретная функция сложна, и вы считаете, что «проведение пользователя за ручку» будет полезно, можно использовать шаблоны объяснения. К примеру, всплывающие подсказки с рекомендациями.
Хитрость, однако, заключается в том, чтобы не переусердствовать. Сохраняйте объяснение кратким и дайте ссылку на документацию по продукту, если она у вас есть. Так всплывающая подсказка будет предоставлять пользователям достаточно информации, чтобы они могли разобраться во всем самостоятельно, но и будет содержать дополнительную помощь, если она необходима.
Используйте пустое состояние как возможность онбординга
Пустые состояния — это идеальное место для осмысленного обучения продукту. Возьмем, к примеру, Figma. Когда новый пользователь начинает использовать Figma, вместо того, чтобы столкнуться с надписью «У вас еще нет файлов», он видит перед собой файлы по умолчанию от Figma для демонстрации функций. Точно так же в Notion: когда вы открываете новый шаблон, тексты-заполнители предлагают вам варианты действий.
Этот опыт онбординга хорош, потому что он не навязчив и создан как часть взаимодействия с продуктом.
Добейтесь большего, переформулировав «онбординг» в «новый пользовательский опыт»
Разработка дизайна для онбординга — это, по сути, разработка нового пользовательского опыта. Когда мы называем это «онбордингом», мы подразумеваем, что это разрозненный и одноразовый опыт с единственной целью передачи знаний новым пользователям.
Однако то, что составляет новый пользовательский опыт, является чем-то намного большим. Это начальное волнение при испытании нового продукта, это любопытство при выяснении того, как мы можем лучше всего его использовать, и это чувство удовлетворения от изучения чего-то нового. Поэтому при создании опыта для нового пользователя важно выделить эти восхитительные моменты и помочь пользователям насладиться этими чувствами.
Когда мы переосмысливаем онбординг как новый пользовательский опыт, это также напоминает нам о важности прохождения надлежащего процесса проектирования. То есть о создании дизайна на основе хорошо изученных персонажей, проверке дизайна с помощью пользовательских тестов и отслеживании результатов.