Критика в Figma


18.09.2019 Время чтения - 16 минут 1063

Критика дизайна является ключевой частью практически любой его отрасли. Качественная критика может активировать «суперспособности» членов вашей команды и поднять коллективный дух. Критика должна вызывать вдохновение, а не становится причиной проблем. Однако на практике всё получается не совсем так. Агрессивная критика может стать причиной морального подавления вашей команды. За прошедший год мы внесли много изменений в методы критики в Figma.

Наша управленческая философия – вера в то, что критика должна мотивировать, а не пугать. Критика должна быть полезной, не обескураживающей. У команды должен быть хороший настрой, что бы делать то, что они должны. Чувствует ли себя так ваша команда? Если нет, есть возможность всё изменить.

Мы часто забываем, насколько это большая честь – сотрудничать с действительно талантливыми людьми. Повторяющаяся критика дизайна –неотъемлемая часть сотрудничества между членами команды. Мы сразу же откидываем вариант встречи и диалога, если она хоть раз срабатывает не так, как нам хотелось бы. Правильное понимание критики является важной частью культуры и индивидуальности вашей команды, что оказывает большое влияние на набор кадров и удержание талантов!

В этой статье я поделюсь тем, как мы используем критику на Figma, и как мы работали в качестве команды, чтобы превратить встречи, которых все боятся и избегают на встречи, которые будут приносить удовольствие.

Критика критики

Я оказывал некоторою помощь по критике в Figma около года, когда команда решила собраться вместе и поговорить о том, что работает, а что нет. Мы собираемся для того, что бы «критиковать критику», если хотите. Оказывается, у нас был довольно большой список проблем:

• Комнаты были переполнены;

• Фидбек был слишком поверхностным и не нёс в себе почти никакой информации;

• На решение слишком сложных проблем выделялось довольно мало времени;

• Было много бесполезных встреч формата «групповое мышление»

• Люди старались быть «хорошими», а не «честными»

• В целом, они не решали проблемы пользователей и не помогали им двигаться вперед

Мы собрали все эти отзывы в Figma и разбили их на темы, чтобы нам было проще разобраться во всём этом.

critprocess
Мы используем Figma для всего, даже для «критики критики»

Затем произошло нечто интересное. Во время конференции люди начали предлагать одну идею за другой. Энергетика была веселой, но, в то же время, продуктивной. По иронии судьбы это было именно то ощущение, которое мы хотели получить в процессе самой критики!

Что же позволило людям расслабиться и проявить творческий подход? Возможно, ставки были слишком низки? Или никто не хотел, что бы лично его критиковали? Что бы это ни было, мы явно хорошо сработались. Осознав положительный настрой команды во время работы, мы увидели нашу цель.

Понимая, что мы не решим всё за одно обсуждение, и что это будет постоянный процесс, мы создали канал «#design-crit-crit» в Slack, чтобы продолжать работать вместе. Тем более, в связи с тем, что наша команда растет, а типы проблем, над которыми мы работаем, меняются, мы хотели, чтобы процесс критики постоянно развивался вместе с компанией.

critique channel
Постоянные предложения в нашем канале

Цели

Как и во время любого процесса проектирования, мы сначала должны определить цели критики. Только после этого мы сможем понять, действительно ли наши встречи дадут тот результат, который нам необходим. Мы решили поступить следующим образом:

  1. Решение проблем и генерация идей: дизайнеры часто могу зацикливаться на проблеме, если будут слишком долго сосредотачиваться на ней, так что в таком случае полезным будет использование более большой команду для уверенного продвижения вперед. В иных случаях вы только начнёте собирать идеи, о которых ваша команда, возможно, уже подумала.
  2. Повышение качества: всё: от дизайна до деталей взаимодействия или общего назначения продукта.
  3. Поощрение согласованности: мы хотели убедиться, что используем существующие шаблоны везде, где это возможно, или сообщаем, когда есть необходимость в новом.
  4. Распространение контекста: команды разработчиков достаточно малы для понимания контекста всего того, что происходит в компании. Это позволяет находить совпадения и связи между проектами, к которым люди в других ролях могут не иметь такого большого доступа.

Видно, что не хватает: «Принятие основных решений о продукте» или «Определение дорожных карт продукта». Критика дизайна работает не для этого. У команд должны быть отдельные процессы по составлению карт для определения направления. Поле критики должно оставаться безопасным пространством для исследования и обратной связи, независимо от принятой дорожной карты.

В конечном счете, критика существует для того, чтобы помочь человеку, который ищет поддержки. Это поможет им выбрать лучший подход для достижения цели. Остальная часть команды дизайнеров просто обязана присутствовать и быть готовой помочь.

6 методов критики

Учитывая эти цели, мы определили шесть различных методов критики, каждый из которых имеет свои сильные стороны. Они рассчитаны на одночасовое совещание (обычно 2 темы по 20–30 минут каждая) или на небольшие специальные совещания в зависимости от метода. Все за исключением «бумажной распечатки» (Paper Print-Out), должны отлично работать и для удаленных команд.

critique toolbelt

1. Стандарт

Стандартный формат. Даёте контекст – получаете обратную связь.

standart

Лучше всего, когда: вы хотите, чтобы люди понимали контекст проекта, и высказывали вам своё мнение. Вы же, в свою очередь, соглашаетесь с некоторыми суждениями и, в идеале, получаете конкретные отзывы.

Шаг 0: настройка

Перед тем как люди войдут в комнату, подготовьте для них стики и ручки, чтобы побудить их записывать свои мысли на протяжении всей встречи.

Шаг 1: Обмен контекстом и обработка обратной связи (~10-15 минут)

Начните встречу с объяснения контекста и цели проекта (если люди еще не знакомы с ним). Почему это важно? Для чего? Цели проекта – его основа, и если пропустить эту часть – можно получить некорректные отзывы. Решите для себя, перебивать ли людей вопросами, или же подождать, пока они закончат, и только после этого рассказать им о своих предпочтениях. Включите слайд на тему «Так выглядят отзывы, которые я ищу», и, наоборот, «Так выглядят отзывы, которые мне не нужны», чтобы сформировать дискуссию. Напомните им, чтобы они записывали свои мысли во время просмотра.

Вместо того, чтобы тащить огромный экран, мы часто просто отправляем всем ссылку на Figma, что бы перейти в режим наблюдения. Так гораздо проще видеть детали, это отлично подходит для удаленных участников, способ более надежен в плане подключения и с большей частотой кадров, нежели большинство программ со сплит-скрином. Существует риск, что люди будут блуждать по файлу, а не наблюдать за процессом работы, но, как оказалось, иногда это может быть полезно, например, если кто-то что-то пропустил.

Шаг 2: уточняющие вопросы (~2-5 минут)

После того, как вы закончите, уделите несколько минут отвечая на вопросы. Это важно, потому что если хоть один человек что-то не понял то, скорее всего, другие тоже.

Шаг 3: Получение обратной связи (10+ минут)

У нас есть два совершенно разных подхода к получению фидбека из зала. Мы обозначили их как упрощение для ведущего, чтобы он поинтересовался, в какой форме слушатели предпочитают давать свой отзыв:

• Round-The-Room (RTR 🎡) — ведущий ходит по комнате и даёт всем возможность высказать свое мнение. Постарайтесь выделить около двух минут на каждого слушателя. Никаких перебиваний со стороны других быть не должно. Если у кого-то появилась неотложная мысль, предложите тому записать её и высказать, когда до него дойдёт очередь. Важно подходить к каждому и выделять ему отдельное место, чтобы помочь тем, кто чувствует себя не комфортно, выступая на публику. Наличие структурированного формата для обратной связи, подобных этому, позволяет оставаться инклюзивными по отношению к разным людям и их предпочтениям.

• Popcorn — обсуждение в свободной форме. Этот метод назван так, потому что комментарии дают все одновременно-непредсказуемо. Такая импровизация полезна для непрерывной дискуссии, когда люди могут услышать как аргументы, так и контраргументы в свою сторону. Мы часто используем Popcorn-метод, если у нас мало времени, оглавляя его как: «У кого-то есть какие-нибудь замечания, которыми вы считаете нужным поделиться?» После чего документируем всё сказанное. Тем не менее, обратите внимание, что этот метод может быть опасным для остальных говорящих, так как он может стать причиной «самого громкого голоса». Для борьбы с этим, я бы попросил группу вызывать людей, которые молчали (если им это удобно), или немного разрядить разговор, если он становится однобоким.

Получая обратную связь, старайтесь не защищаться и не оправдываться. Лучше всего симулировать хорошее поведение, просто поблагодарив людей за их отзывы. Вам не нужно сразу отвечать на все вопросы. Можно потратить некоторое время на то, чтобы обдумать, что что они хотят услышать, и вернуться к ним позже.

Шаг 4: Благодарность и дополнение (1 минута)

Не забудьте поблагодарить всех и дать людям способы связи с вами, на случай, если они пожелают добавить что-нибудь. Отправлять свой отзыв через Slack? Оставить заметку где-нибудь в документе? Может в файле Figma? Или может вы найдёте время встретиться с ними индивидуально? Если да, то когда? Они даже могут отпроситься с работы, чтобы уделить вам время, что может отфильтровать достаточно сильных людей, готовых вносить свой вклад и реализовывать идеи.

2. Джемы /Семинары

Лучше всего, когда: вы новичок в проекте. Скорее всего, вы захотите как можно больше узнать от других людей о том, что они думают о вашем проекте. Может быть, изначально вы захотите получить как можно более разностороннюю информацию, перед тем, как начинать подходить к более узким областям проекта. В вашей команде дизайнеров объединено много разных точек зрения и навыков, которые часто могут вдохновить на совершенно новые концепции.

Как: Существует огромное количество методов мозгового штурма. Если у вас есть бумага то советую метод Crazy 8. Это наш любимый способ, однако, работает он только внутри Figma. Недавно произошел один забавный случай, когда один из наших молодых дизайнеров, Эндрю Шен, пригласил нас в комнату для исследования своего летнего проекта «Комментарии в Figma».

Все, что нужно было сделать Эндрю – отправить нам файл Figma с несколькими наводящими вопросами. Вот некоторые из них: «Какие самые большие проблемы с комментариями сегодня?» «Какой способ комментирования вам нравится?» «Есть идеи о том, как это должно работать?» «Они должны быть больше похожи на электронную почту или на Slack?»

Мы погрузились в вопросы с головой на 30 минут и стали бросать ссылки, фрагменты текстов и вообще всё, что могли, чтобы донести наши мысли. Со временем это перешло в нечто большее, чем просто опрос или исследование, потому что мы могли видеть идеи других людей в реальном времени и начинали обсуждать их вместе. Всего за один час использования Эндрю коллективного разума шести человек он получил тонны материала для работы.

figma file
Файл Figma Эндрю не потребовал большой подготовки или даже упрощения — только несколько пустых фреймов с вопросами в них.

3. Работа в парах

Работа в группах по 2-3 человека.

парный дизайн
Примечание: второй слева человек — клиент, а не сотрудник Figma

Лучше всего, когда: проблема может потребовать больше контекста и глубокой работы. Трудно заставить большую комнату, полную людей, думать обо всём сразу, поэтому организация в небольшие группы гораздо более продуктивна.

Возможно, парное проектирование – наш самый популярный альтернативный метод на сегодняшний день, стал основным на Figma настолько, что на протяжении некоторого времени, один раз в неделю, мы решали одну из проблем строго только этим методом. Каждую конференцию мы начинаем с разделения людей на группы по три человека.

С тех пор мы перестали его использовать в обязательном порядке, потому что неправильно заставлять людей делать то, к чему они не готовы. Теперь вместо этого люди просто пишут ​​в канале на Slack: «Эй, кто-нибудь свободен для работы в паре?».

Еще один способ поощрения частой работы в паре – назначение «второго пилота» любому ведущему дизайнеру, работающему над проектом. На стартапе, подобном Figma, у нас работает небольшая команда, поэтому дизайнеров не хватает для работы нескольких над одной задачей. Мы определили, что назначение партнёра даже на неполный рабочий день может существенно повлиять на процесс решения проблемы. Для многих проектов мы попросту забываем назначить «второго пилота», или люди просто слишком заняты для такого.

Стоит отметить, что парное проектирование не является новой концепцией. Инженеры годами занимаются парным программированием для отладки проблем и исправления ошибок. Если копнуть ещё глубже во времени, мы обнаружим, что ещё в 10-220 годах н.э. Раввины просили студентов находить себе партнеров по учебе. Подход к изучению Талмуда, когда небольшие группы анализируют и обсуждают текст вместе:

Отношения в Хавруте дают каждому студенту некую почву для размышлений и объяснения своей позиции партнеру. Затем эти двое продолжают подвергать сомнению, защищать, убеждать, исправлять, отлаживать и даже приходить к новым выводам благодаря строгому интеллектуальному сотрудничеству.

4. Тихая критика

Все молчат, просматривают документы и пишут отзыв в цифровом виде.

Лучше всего, когда: вам необходимо огромное количество отзывов или вы находитесь слишком далеко, что бы использовать другие способы.

Группа людей, собравшихся в конференц-зале, и молчавшая целый час, поначалу может показаться довольно забавной. Идея опробовать такой метод появилась после того, как Нико, один из наших дизайнеров, прочитал Манифест Silent Meetings. В ней автор, Дэвид Гаск, предлагает уникальную альтернативу типичным корпоративным встречам:

«Тихие встречи» — это встречи, на которых большую часть времени мыслят и обсуждают [письменно] некоторые темы. Функционально такие встречи основаны на «Табличном чтении», которое каждый читает молча, молча комментирует и молча обсуждает.

Основная идея заключается в том, что при устном общении в группе существует только два действующих лица: спикер и куча слушателей. Не основываясь на разговоре, «Тихая встреча» предлагает несколько параллельных разговоров одновременно, что = большему объему фидбека за более короткий период времени.

Участникам это дает возможность углубиться в работу и написать вдумчивые ответы, двигаясь в собственном темпе. Спикеру такой метод может показаться волнующим и утомительным, но на деле он довольно-таки полезен. Например, Нико работает удаленно из Германии, и нужно полдня, чтобы обработать кучу фидбека. Хоть поначалу это и может показаться дикостью, со временем такой подход заставит вас генерировать новые идеи.

Письменные замечания требуют большей подготовительной работы, поскольку они фактически должны работать асинхронно. Участники должны качественно обработать весь контент, находящийся в файле, что бы выдать конструктивную критику. Еще одна причина, по которой такой способ особенно хорош для удаленных дизайнеров, заключается в том, что у них часто есть время и интерес к упражнениям, которые позволяют максимально эффективно взаимодействовать со штаб-квартирой.

Такие замечания могут быть выполнены полностью асинхронно, посылая приглашение на канал в Slack. Но мы определили, что главное преимущество планирования определенного времени или выполнения личных заданий состоит в том, чтобы люди действительно находили время для работы.

критика фигма

5. Бумажная критика

Распечатайте таски на бумаге и развесьте их по офису.

Лучше всего, когда: у вас есть широкий набор идей, по которым трудно ориентироваться в одном файле, или вы хотите вдохновить людей.

Хотите верьте, хотите – нет, но было время, когда у дизайнеров не было компьютеров. Невероятно, не правда ли? Иногда мне кажется, что мы забываем ценность работы с физическими вещами. Мы настолько привыкли смотреть на монитор весь день, что теперь конференции в таком формате это что-то совсем заурядное. На самом деле вариант с некоторыми физическими движениями имеет ряд преимуществ. Идеи свободно распространяются, а изменение контекста проекта заставляет не чувствовать себя ограниченным лишь пикселями.

Дженни, Расмус и Марцин – трое из наших дизайнеров в Figma являются особыми сторонниками того, чтобы вытащить нас из кресел. Совещание может проводиться так же, как и «стандартная критика», за исключением того, что мы собираемся вокруг распечаток и прикрепляем заметки.

Так как этот метод не подходит для участников, находящихся на расстоянии, то мы пытаемся эту проблему решить посредством назначения докладчика, который записывает и фотографирует наши собрания. Если участник сможет присоединиться в режиме реального времени то мы подготовим специальный дополнительный файл Figma, который позволит ему наблюдать за всем процессом. Если бы такой участник захотел добавить некоторые заметки или комментарии то специально назначенный информатор будет переписывать заметки с Figma на бумагу.

Как итог, мы используем такой способ не чаще одного раза в месяц просто потому что это довольно затратно + ко всему информацию с бумаги в любом случае придётся переносить в цифровой формат. Но, иногда, такая работа доставляет реальное удовольствие, внося некое разнообразие в повседневную жизнь.

Бонус: большим побочным эффектом этого метода является то, что он может столкнуть в дискуссии всех людей в офисе. Если у вас есть такая возможность, постарайтесь начать работу с использованием этого способа в более заметном месте в офисе. И когда увидите, кого-то, кто активно увлечён обсуждением – дождитесь, пока он закончит и просто спросите, что он думает по этому поводу. Таким способом можно получить более «чистый» фидбек.

6. К вашему сведению (FIY)

Быстрый обмен контекстом проекта. Без отзыва.

Лучше всего, когда: вы не уверены, что люди действительно услышали ваше «Новый проект! За работу!» и хотите привлечь внимание к тому, над чем вы работаете.

По общему признанию, это – наименее распространенный метод, но иногда мы выделяем буквально пять минут, чтобы кто-то мог поделиться чем-то, над чем он работает, что-то типа «к вашему сведению». В таком случае обратная связь не потребуется, ведь вы хотите рассказать о тех идеях, которые пришли к вам в голову раньше, или что бы послушать мнение других дизайнеров, которым это может быть интересно.

10 советов для эффективной критики

Нам есть чему поучиться, но вот несколько советов, которые хорошо сработали при использовании любого из перечисленных выше методов:

  1. Сопоставьте методы с задачами: подумайте заранее, какие из них будут наиболее эффективными для решения проблемы. Застряли на какой-то проблеме или конкретной загадке интерфейса? Рассмотрим «джем-сейшн». Запускаете новый проект? Попробуйте «семинары». Рассматриваете несколько вариантов? Попробуйте «постоянную критику». Работаете над чем-то особенно сложным? Попробуйте «парный дизайн».
  2. Планируйте темы заранее: планируйте критические анализы заблаговременно по утрам в понедельник и обновляйте события календаря. Это поможет создавать мини-дедлайны дизайнерам.
  3. Используйте маленькие помещения: мы обнаружили, что комнаты поменьше создают более уютную обстановку. Вне конференц-зала? Просто сядьте за чей-то компьютер или расставьте стулья в круг и найдите кофеварку. Избегайте больших помещений, которые вызывают чувство «корпоративного зала заседаний».
  4. Купите таймер и будьте внимательны: мы используем простой 60-минутный таймер. Сделайте всё возможное, чтобы засечь, сколько времени занимает тема, для лучшего планирования в будущем. Как и следовало ожидать, обсуждение тем всегда занимает как минимум на 10 минут больше ожидаемого.
  5. Делайте заметки: мы пробовали разные способы привлечения людей, которые не могут посещать наши встречи (будь то часовые пояса, отпуск, больничный, или что-то еще). Например, мы опробовали функцию автоматической транскрипции записей с Zoom, но оказалось, на выходе получается слишком много нефильтрованного контента.
  6. Определитесь, что вам нужно: время драгоценно, так что уважайте время других. Если вы собираете фидбек в Figma, обязательно оставьте достаточно места в вашем файле и, возможно, сделайте несколько заметок, если хотите, чтобы люди комментировали непосредственно на холсте.
  7. Оставайтесь уязвимы: существует много способов улучшить психологическую безопасность и доверие в командах, что очень важно, если вы хотите, чтобы ваша команда чувствовала себя комфортно, создавая фидбек.
  8. Не забывайте о критике ВНЕ плановых встреч: вам не нужно ждать одного или двух дней в неделю, чтобы получить обратную связь.
  9. Экспериментируйте и подражайте: чувствуйте себя комфортно, экспериментируя и подражая другим. По тому же принципу, что и «дизайн никогда не создаётся с нуля», вы должны относиться к процессам проектирования одинаково.

Оригинал статьи.

Читайте так же: Полезные расширения для Chrome